Придумайте понятия, отношения между которыми соответствовали бы предложенным схемам.

I. II.

Укажите для следующих понятий ближайший род, ближайший вид, целое и часть.

I. Кинозал.

II. Диван.

Найдите определяемое понятие, родовое понятие, видовые отличия в следующих родовидовых определениях.

I. Интересная, кратко и точно выраженная мысль называется афоризмом.

II. Диалектика, понимаемая как метод мышления, рассматривает мир в развитии и взаимосвязи.

Дайте логическую характеристику определениям, любым способом преобразуйте их в широкие и узкие.

I. Лотом называется прибор для измерения глубины воды с судна.

II. Масмины – это области ослабления гравитационного поля Луны.

По результатам деления определите делимое понятие и основание деления; продолжите деление.

I. Холерик, сангвиник, меланхолик.

II. Тоталитаризм, авторитаризм.

Тема 5. Суждение как форма мышления. Простые суждения

Приведите пример суждения с отношением, образуйте атрибутивное суждение и суждение существования с теми же субъектом и предикатом.

Определите тип категорического суждения, приведя его к канонической форме.

I. Обычно на Урале снежные зимы.

Пионеры не боятся трудностей.

II. Иногда водители не соблюдают правила дорожного движения.

Книга – источник знаний.

Установите распределенность терминов в суждениях.

I. Ртуть – это жидкий металл.

II. Большинство альпинистов не покоряли Эверест.

Придумайте категорическое суждение, в котором отношения между терминами соответствовали бы схемам.

I. II.

Считая данное суждение ложным, определите значения всех остальных суждений с теми же субъектом и предикатом.

I. Некоторые футболисты хорошо играют в шахматы.

II. Все французы – тонкие ценители вин.

Тема 6. Сложные суждения

Выпишите по отдельности простые суждения, входящие в состав сложного.

I. Либо Никулин, либо Вицин, либо Моргунов имел звание «Народный артист СССР»

II. Самое высокое качество образования и здравоохранения либо в Швеции, либо в Норвегии.

Запишите структуру суждения в виде формулы.

I. Сделал дело – гуляй смело.

Дурака учить, что мертвого лечить.

II. Тяжело в ученье – легко в бою.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

8. Придумайте суждения, имеющие следующие формулы:

I.

II.

Произведите отрицание суждения. Запишите ответ предложением.

I. Силлогизм сделан неправильно, если круговая схема неоднозначна или не совпадает с формулировкой заключения.

II. Обращение с изменением количества совершается в случае, если распределен либо субъект, либо предикат.

Определите истинность логических формул с помощью таблиц истинности Л. Витгенштейна.

I.

II.

Тема 7. Законы логики

1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятиями, заключенными в скобках?

1.1 .Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (аргументами, доводами).

1.2 . В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят с поличным).

1.3 . Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (заблуждению, обману).

1.4 . Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).

2. Какие понятия выражены данными словами? Составьте суждения, исключающие двусмысленность.

2.1 . Следствие 2.2. Аппарат 2.3. Курс 2.4. Среда


4577250174507862.html
4577317670055815.html
    PR.RU™